Лучшие книги Владислава Крапивина. Мой выбор


1 Начну с книги «Мальчик со шпагой». Я с этой книгой познакомилась в школе. Наш учитель литературы читала нам её на уроках. С каким же нетерпением мы ждали выхода нового номера журнала «Пионер», что бы узнать, а что же дальше…  Написанный в середине 70-х "Мальчик со шпагой сразу получил статус культового романа. Герои романа - юные фехтовальщики из отряда "Эспада". Доброта и справедливость, верная дружба и рыцарство, ответственность за свои поступки и готовность отстаивать правду - не пустые слова для этих ребят. Они свято следуют своему кодексу чести в жизни - реальной, но в то же время граничащей со сказкой.

Прошло сорок лет, многое изменилось в нашей жизни, а главный герой этой книги не постарел, не постарели его друзья и противники, не постарели его вопросы и его поиск, его борьба со всем случайным и несправедливым, что есть в нашей жизни.
Позднее Крапивин написал еще два романа и все объединил в цикл «Паруса «Эспады».
"Бронзовый мальчик". Действие в романе происходит в самом начале девяностых. Юные герои романа даже в эти бурные времена сохраняют черты, присущие большинству героев Крапивина – честность, отвагу, преданность дружбе.
Роман "Рыжее знамя упрямства" завершает цикл. На этот раз действие происходит в нулевые годы XXI века. Изменилось время, изменилась страна, но все теми же остаются трудности у капитанов и барабанщиков клуба "Эспада". По-прежнему дружба снова и снова проверяется на прочность, а понятие о чести становится единственным, что не позволяет опустить руки и сдаться на милость обстоятельствам.
После прочтения этих книг начинаешь понимать, как важно быть человечным и отзывчивым в нашем циничном мире…


2. «Голубятня на желтой поляне» - книга моей юности, я прочитала ее в 20 лет.
Уже с первой фразы: «Был, видимо, июнь...» — попадаешь в тайну...
Я затрудняюсь описать сюжет этой книги - собственно, он состоит в приключении персонажей (большая часть из которых - это дети и подростки), которые полумагическим образом переходят из одного мира в другой, по пути борясь с общим для всех миром злом - «Теми, которые велят»
Скажу так: Это сон. Многоуровневый, цветной. Вместе с героем, как в настоящем сне, попадаешь из одной ситуации в другую - совершенно невероятно, но, по законам сна, логика остается непонятной, и ты принимаешь логику действия, но ее не понимая.
Временами сон превращается в кошмар, когда пули из пистолета летят еле-еле и не наносят никакого вреда гадким гадам, которые смеются и куражатся, а ты ломишься вперед через ставший вязким воздух - и никак не успеваешь добежать или убежать, ноги не слушаются...
А потом вдруг оказываешься в идущем в никуда поезде - но надо доехать...
И снова сон цветной и восхитительный, когда ты встречаешься с давно потерянными друзьями, и все удается. Но вдруг — ты просыпаешься, но оказывается, что это — тоже сон, и борьба продолжается, и вновь — до полного изнеможения и вновь теряешь тех, кто тебе дорог, и находишь тех, кого давным-давно потерял...
Эта книга из тех, от которых невозможно оторваться, она — как матрешка, при каждом новом прочтении открывается какая-то новая грань содержания и смысла...
Но если честно, боюсь её перечитать заново…
И все же о сюжете - Фантастический роман-трилогия Владислава Крапивина "Голубятня на желтой поляне" рассказывает о судьбе космического разведчика Ярослава Родина. Три мира — мир благоустроенной Земли будущего, в котором космические корабли выходят в субпространство, и роботы давно стали привычными в обществе; мир загадочной Планеты, в котором люди боятся числа пять и в котором происходят загадочные события, а также другой мир Земли, о котором почти ничего не известно, пересеклись. Для молодых и взрослых героев произведения это открывает как и увлекательные приключения, так и опасности. 


3 "Журавленок и молнии"
Юрке Журавину, главному герою романа в наследство от дедушки достались редкие книги, но его отец, водитель самосвала, не понимает увлечения сына мудреными фолиантами и однажды, чтобы расплатиться с грузчиками, украдкой сдает ценную книгу в магазин...
Не ударит? Не попадет?
Может быть, нет.
На этот раз, наверное, нет...
Но впереди еще столько гроз..
Невозможно угадать, когда ударит молния. Она всегда бьет слепо и неотвратно. Именно так, неожиданно, приходит беда. Как выстоять в трудную минуту? Как остаться самим собой, не предать, найти силы помочь другому в тот момент, когда самому приходится туго?
На такие вопросы должен ответить герой романа "Журавленок и молнии"
Это книга о дружбе и первой любви, о поиске своего пути, о верности и предательстве, о том, что в жизни всегда есть выбор и только от тебя самого зависит, каким он будет.
Этот роман для взрослых и детей.
В разные периоды жизни получаешь разные ощущения.
Но одно общее: со тобой говорят на твоем языке и о том, что действительно волнует. О взаимопонимании людей самого разного возраста, о верности своим чувствам и своим отношениям, о наивности и мудрости, о дружбе, о границе между силой и слабостью...
На мой взгляд, одна из лучших книг моего любимого автора. Очень добрая с положительными эмоциями книга


4. "Тень Каравеллы"
 Детям сказка нужна, Чтобы стали бесстрашными.
Взрослым сказка нужна просто так... Просто так...
Всё начинается в детстве: первые паруса, первые стихи и первые неудачи. Первая любовь и первый смелый поступок.
Эта книга автобиографична, о том, как жили ребята в далёкие и трудные сороковые годы. Мёрзли в холодных квартирах с печным отоплением, экономили маленькие хлебные пайки, а также воду, которую нужно было таскать с водокачки, писали в тетрадках, сшитых из газет. Росли без отцов и допоздна ждали своих мам с работы, испытывая чувство одиночества и неприкаянности.
Но детство всё равно счастливая пора, и ребята находили радость в придуманных ими увлекательных играх в путешествия и приключения. Эти игры были чем-то похожи на нынешние компьютерные, только построены полностью на собственной фантазии и творчестве.
Первоклассник Вадька и пятиклассник Пашка, в необыкновенных играх зародилась и крепла их дружба. И не было между ними неравенства, потому, что была у мальчишек общая страсть к чтению морских приключений и желание придумать себе замечательную сказку о каравелле, которая бороздит моря и океаны, а капитанами являются они сами: вместе ведут свой маленький самодельный кораблик по волнам морей и океанов.
«Мы оба знали одни и те же законы верности и чести. Оба знали, что в друзьях не сомневаются, не лгут, не предают их».
Но «...любая сказка, любая игра, любые хорошие вечера обязательно кончаются"
И однажды случился чёрный день, вернее – вечер. Павлик предал Владьку! Может, это случилось неосознанно, но маленький мальчик был потрясён! И сломалась дружба, оборвалось счастье…
А что было потом – читатель узнает сам.
Скажу только, что финал этой истории написана с удивительной пронзительностью, болью, остротой. И думается, что никакое искупление уже не возвращает того, что было раньше: два раза в одну реку не войдёшь.
Важно, однако, чтобы финал детской книжки заканчивался без горечи и слёз – на оптимистической ноте. И такую задачу Крапивин выполнил.

5. «Гуси-гуси, га-га-га…»

Я бы могла назвать эту книгу лучшей повестью  Крапивина, если бы с детства не любила его «Мальчика со шпагой»,  «Колыбельную для брата»... Но, в области детской фантастики эта повесть - точно одна из лучших!
Во-первых, она интересно придумана. Фантастический мир, в котором живет герой, описан настолько реально, осязаемо, что складывается впечатление, что ты и сам жил в этом  мире, где, несмотря на общее благоденствие, люди чувствуют себя несвободно, где у каждого есть индивидуальный индекс, а управляет всем разумный и жесткий Компьютер.
Во-вторых, эта повесть написана стилистически безупречно. В.Крапивин пишет четко и осязаемо. Описываемый им мир имеет свои детали, цвета, и, что важно, еще и запахи. Запах жилища Корнелия, муниципальной тюрьмы, детского помещения, запах цветов и деревьев, запах оврага и травы после дождя, старого разрушенного форта и т.п
В-третьих, образ главного героя. Корнелий Глас, его непростое детство, его жизнь - обычного обывателя города Реттерхальма, настолько знакомы, близки, что сочувствуешь герою, видишь мир и его проблемы его глазами. Поэтому, каждый жизненный шаг персонажа переживаешь, он кажется и твоим шагом, и, кажется, что Корнелий из Руты - твой добрый знакомый. На наших глазах Корнелий из равнодушного, зацикленного лишь на своем благополучии обывателя, превращается в героя, которому неравнодушны судьбы безындексных детей, которых он спасает и выводит в другой мир. Любой человек способен измениться, способен на подвиг!
В-четвертых, хочу отметить умение автора рисовать поворотные  сцены. Ты переживаешь вместе с героем, получившим извещение о предстоящей смертной казни. Очень хорошо написана сцена с пистолетом, когда Корнелий пробует на себе последствия его паралитического воздействия, чувствуешь  боль...  
Книга о том, что мы можем быть Людьми!

О причинах своего обращения к фантастике Крапивин говорит так: «Наверное, для того, чтобы проверить на прочность, на гражданственность моих «реальных» героев. Фантастика позволяет создать обостренные конфликты, когда борьба идет не на жизнь, а на смерть - то есть ситуации в сегодняшней реальной жизни для моих мальчишек редкие. Но мне-то важны сегодняшние мальчишки! Вот и сталкиваю их с необычными обстоятельствами. Таким образом, фантастика для меня — это создание экстремальных ситуаций, обстоятельств, в которых действуют сегодняшние реальные мальчишки!»
Цикл о Великом Кристалле. Наиболее известные из повестей, составляющих его: «Выстрел с монитора», «Крик петуха», «Застава на якорном поле», «Гуси-гуси, га-га-га…», «Белый шарик матроса Вильсона», «Лоцман». Но первооткрывателем цикла стала «Голубятня на жёлтой поляне».
Герои Крапивина – знаменитые «крапивинские мальчики» — полные гордого достоинства изобретательные и беспечные дети с чистыми прозрачными душами. Они приобретают в фантастических повестях необычные способности – лечить людей, дружить со звёздами, легко чуять всякую ложь и лицемерие. А главное – они могут путешествовать по граням Великого Кристалла.
Мир Великого Кристалла — это множественность живых миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, существующих в едином «вертикальном времени». Населен он, в основном, детьми (взрослых в нем мало, они редко имеют «решающий» голос, а героями становятся лишь при условии сохранения детства в своей душе).
Суть Кристалла мне напоминает суть Тёмной Башни Стивена Кинга. - тот же синтез пространства и времени. С двух сторон Океана почти ровесники, - русский и американец, - Кинг и Крапивин, - увидели одну и ту же Сущность и Основу Мира, за которую у нас боролись Мальчики со шпагой, а у них Стрелки-Рыцари с револьверами-Мечами.
О параллельных мирах пишется давно и много. Но мало у кого структура запараллеленых миров оказалась столь чарующе притягательной. 



Комментарии

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий