Книга месяца

Календарь чтения. Март.
Кунгурская детская библиотека продолжает свой календарь чтения.
 Куртог Натали. Сказки.

Есть! Есть волшебные места! Они находятся среди тайги, на острове, средь болота. Это место сторожит туча. Там-то и хранится самое дорогое на свете - сказки. Но раз в году встречаются в тайном месте три сказочницы, приоткрывают заветный ларец, и вылетают из него новые сказки. А туча внимательно слушает каждое слово, подхватывает и разносит их по всему свету. Сказки, оказывается, рассказывает ещё и Подушка.
 Я весёлая подушка,
Я с ребятами дружу,
Положи меня под ушко.
На ночь сказку расскажу.
Расскажу, как добрый Веник
На Метле решил жениться.
Он романтик и без денег,  
Как на то он смог решиться?
Я — веселая Подушка,
Много сказок знаю я, 
 Положи меня под ушко,  
 Мы с тобой теперь друзья.
 А мы-то думаем-размышляем: откуда берутся новые сказки...
  В эту книгу вошли три произведения автора: 
«Подушкины сказки» – старые, избранные и новые,
«Праздник Пылелупов»  – на русском языке издается впервые,
«Пермские сказки»  – переиздание.
 Пермские сказки (отрывок)

  Там,  где восток открывает пробудившееся солнце, а запад прячет его сон; где рыжим ветром бегут белки, а чёрным вихрем догоняют их куницы и соболя; где большие красноголовые дятлы отбивают барабанную дробь, а горластые вороны провожают всяк сюда входящего; где хитрые рыси сторожат тайны вечной тайги; где время то летит, то стоит на месте; там, где несметные сокровища и богатства земли русской прячут глазастые горы и красная земля, есть топучее болото, в котором много воды, потому что среди тонких осин и хрупких берёз живёт туча.
    Она охраняет тропинку из густого плотного мха, похожего на зимнюю шкуру медведя, что ведёт к маленькому рубленому домику цвета недозрелой рябины из таинственного дерева - карагая (лиственницы). Туча постоянно плачет холодными слезами и жалуется вечным дождём на своё одиночество. И чем больше вода заливает домик, тем крепче становятся его стены, которые древнее ТАЙНЫ, туманом окутавшей это место.
Но однажды в домике начинает топиться русская печь, и дымок из трубы вырывается на свободу, навстречу упрямому дождю, - это туча пытается пролезть, чтобы послушать редких гостей. Но вход отважно защищают яркие вспышки уюта и тепла, которое дарят, охваченные пламенем, трескучие дрова. И тогда туча направляет свои потоки в приоткрытое окно. Она лужей разливается по подоконнику и внимательно ловит каждое слово тех, кто со­брался в этом тайном месте, чтобы открыть ларец с самым дорогим на свете богатством - сказками.
  К окну подходит бабушка, в вышитом старинном сарафане и расписном платочке на плечах, и смотрит в окно. Она невысокого роста и слегка сутулится. На смуглом лице видны   глубокие   морщины. Они,   словно   трещинки   на засохшей земле, глубокие и извилистые.       Но      глаза, ярко-голубые, словно майское небо, удивительно живые, ве­сёлые и смелые, - в них угадывается натура шаловливого   ребёнка. Туча знает её много-много лет. Это Кунгурка - главная сказочница этих мест. Где Наталка-то? Почему опаздыват? – спрашивает она.
- Не волнуйтесь, бабушка Кунгурка! Молодёжь, дел много, вот и опаздывает, скоро придёт, - отвечает полная женщина и ставит на деревянный стол дымящийся самовар.

Туча и её давно знает. Это Марфа, тоже сказочница. С длинной рыжей косой и чёрными, как угли глазами. Она напоминала туче большое, тёплое и светлое солнце, которое так же редко заходило в гости на болото, но к которому тянулось всё живое. В длинной до пят юбке-татьянке, в многочисленных складках которой прятались большие красные маки, и в жёлтой блузке, с рюшами на груди и воротнике, Марфа казалась туче ещё более круглой и пышной, чем в прошлом году.
 - А вот поглядим-поглядим. Вечно ты за неё заступаться,- ворчит Кунгурка и смотрит, как Марфа достаёт из своего пакета пышные шаньги и аккуратно выкладывает их на глиняную, расписанную узором тарелку.    
  Вдруг туча заволновалась: она услышала лёгкие, шлёпающие шаги. Это Наталка! Туча видела её всего несколько раз, но успела полюбить за шумный и весёлый нрав.  Наталка в джинсах,  свитере и лёгкой ветровке,с рюкзачком за спиной, торопливо шла по едва видимой тропинке. А вдогонку ей чавкали и чмокали разбуженные пузыри: болото восстанавливало потревоженную гладь, аккуратно выпрямляя оставленные резиновыми сапожками следы. Зелёные узкие глаза, чуть хитроватые и быстрые, искали невидимую тропинку к дому, а короткие русые волосы упрямо вылезали из-под капюшона.
- А вот и я! Успела? Здрасьте! - Наталка вместе с влажным свежим воздухом ворвалась в дом. Старушка повернулась и заскрипела: 
- Что ты как метла влетаешь, Наталка? Меры не знаешь? Пора остепениться-то!
- Боялась опоздать!
- Верно боялась. Ещё чуть-чуть, и мы бы тебя на порог не пустили. Ну-ка, чё стоишь? Руки мой! Чашки неси!

   Наталка погремела рукомойником, сполоснув руки, и принесла чайные пары. Она достала из рюкзачка сушки и леденцы-петушки на палочке, аккуратно завёрнутые в прозрачный целлофан.
 - Сама готовила, - сказала она,- знаю, что любите.
 - Давайте садиться за стол, пора уже,- смягчилась Кунгурка и вылила свой чай на блюдце.
 - Так в старину купцы любили, - сказала она, подула и с шумом отпила чай.
Туча разомлела. Ей нравилось смотреть, как пьют чай люди. Ей казалось, что совершается какой-то таинственный обряд, который ей, туче, трудно понять, но за которым последует самое интересное - беседа.
 - Вот и ладно. Заморили червячка с дороги, - сказала Кунгурка, - а теперича начнём. Готова ли ты, Наталка? -спросила старушка и посмотрела на девушку.
- М-м-м-м, - промычала Наталка и показала на рот, мол, забит и пока не прожуюсь, говорить не смогу.
- Ладно, жуй. Жребий пока бросим.
 Марфа достала заготовленные ранее спички: целую, половинку и с отломленной головкой. Спрятала в кулак, оставив торчать три ровных конца. 
  Кунгурка вытянула длинную спичку.
- Мне первой рассказывать. Давай, Наталка, тяни спичку-то. Чего замерла?
  Видно было, что Наталка волнуется. Она закрыла глаза, нащупала спички, вздохнула и вытянула самую короткую.
- Ура! - обрадовалась она.
- Чё так обрадовалась, что в третью ночь рассказывать будешь? старушка прищурилась.
- Говори, сочинила новую сказку?   Наталка закрыла глаза.
- Думаю, что у меня ещё есть время...
- Что? У тебя был год! Целый год! - Кунгурка встала. Туча вжалась в подоконник.
- Я расскажу, - Наталка низко опустила голову.
- Она постарается, - вступилась Марфа.

- Ты знаешь наши условия? - Кунгурка сверкала глазами. 
- Если ты не придумала новую сказку, я выгоню тебя, и ты навсегда забудешь дорогу сюда. У тебя две ночи и два дня, - старушка внезапно успокоилась, - ну да ладно. Поглядим-посмотрим. А теперь слушайте новую сказку!
Туча расслабилась и облегчённо выдохнула. Она разлеглась по подоконнику и приготовилась слушать.  Старая сказочница закрыла глаза и начала рассказывать.

А дальше..

Дальше читайте в книге Натали Куртог 
 
А ещё смотрим мультстихи. 


 
      

Комментарии