ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦА ВОЛШЕБНЫХ КЛЮЧЕЙ


Всем известно: чтобы сотворить волшебство, нужна волшебная палочка, магический перстень, таинствен­ные порошки или, на худой конец, древние книги с заклинаниями. Но бывают на свете люди, которые создают волшебные миры только с помощью листа бумаги и ручки. Ну, разве что приходится добавить ещё фантазию... К числу таких волшебников относит­ся и Софья Леонидовна Прокофьева.
Маленькая Соня рано открыла для себя радость чтения. Книги навсегда стали её друзьями. Даже во время войны, в эвакуации, вдали от московских библиотек, Соне удавалось много читать — мама по­купала ей старые книги в букинистическом магазине, а потом прода­вала их и покупала другие. Девочку зачаровывал мир волшебных ска­зок и старинных легенд. Но просто читать ей было мало. Уже в пять или шесть лет под впечатлением от Шекспира Соня решила написать свою первую пьесу — «Герцог Оранский». Позднее она начнёт писать стихи и всерьёз задумается о том, чтобы стать взрослым поэтом.
Но жизнь распорядилась иначе. Софья Леонидовна окончила Суриковский институт, стала художницей — иллюстратором детских книг, но продолжала мечтать о литературе. И в 1957 году, после выхода сво­ей первой книжки «Кто лучше?», Софья Прокофьева поняла: она бу­дет сочинять для детей сказки, полные тайн и волшебства, но глав­ное — такие же добрые и мудрые, как и сказки её любимого Ганса Христиана Андерсена.
Этих сказок она написала более тридцати. Причём среди них есть даже продолжения приключений всем известных героев — Кота в сапогах, Белоснежки
Белоснежка! Эту старинную народную сказку когда-то записали братья Гримм. Потом многие великие писатели, каждый по-своему, описывали, как злая мачеха усыпила красавицу Белоснежку отравленным яблоком, и как прекрасный принц поцеловал ее и оживил. На этом кончалась сказка. Но Софья Прокофьева пошла дальше. Она написала целую серию увлекательных приключений принцессы Белоснежки,о принце Теодоре и злой колдунье Морганде  - порой забавных, а порой полных опасностей и тайны. Книги Прокофьевой переведены более чем на двадцать языков, а количество полученных ею наград и премий да­же сложно сосчитать. 
Свои книги Софья Леонидовна никогда не иллюстрировала сама, но с иллюстраторами ей везло. Над её книгами работали такие прекрасные художники, как Геннадий Калиновскии, Евгений Медве­дев, Игорь Олейников, Виктор Чугуевский. И всё же художественное образование сказочницы не пропало даром. Образы героев Софьи Прокофьевой такие яркие и зримые, как будто их нарисовали. Они словно сами просятся на сцену или экран, и неудивительно, что по пьесам Прокофьевой ставятся спек­такли, а по её сценариям было снято множество мультипликацион­ных и художественных фильмов. Самым знаменитым из них стал фильм режиссёра Ильи Фрэза по сказке «Приключения жёлтого че­моданчика»
Трусость и грусть в этой сказке считаются болезнями. Для их ле­чения Добрый Доктор изобретает чудесные лекарства в виде конфет и порошка, а в свободное время он пишет книгу «Роль справедли­вой драки в нормальном развитии мальчишки». Но ужасно трусли­вый мальчик Петька и грустная девочка Тома «выздоравливают» вовсе не от какого-то чуда. Стать смелыми и весёлыми им помогает дружба и искренняя забота о других.
Сказки Софьи Прокофьевой ненавязчиво учат нас очень важным вещам. Так, из сказки «Лоскутик и Облако» мы узнаём, что есть на свете слова, которые нельзя говорить даже понарошку. Например, «Я тебя не люблю». От этого чуть не растаяло Облако — последняя надежда страны, где вода является самым главным богат­ством, потому что все реки и колодцы давно пересохли. А пересохли они оттого, что жадный король спрятал ис­точник воды под своим троном и продает её людям за большие деньги.
Чтобы достичь своей цели, героям сказок Прокофьевой придётся на своем опыте понять, что такие рыцарские доблести, как честь, доброта, верность и отвага, не старе­ют и приходят на помощь не только в сказке, но и в обычной жизни.
Они узнают, что нельзя судить людей по их внеш­нему виду, ведь за ворчаньем старой Барбацуцы или уродливой тётушки Черепахи прячется доброе и от­зывчивое сердце, а Прекрасная Елена и королева Морганда вдруг оказываются не такими уж и прекрасными.
В сказке «Не буду просить прощения!» мальчик Вася после ссоры с мамой уходит искать себе другую маму, подобрее. Он не знает, что, если только какой-то ребенок произнесёт эти страшные слова — «Не буду просить прощения!», — в мир при­дут Великие Холода и придётся очень постараться, что­бы их растопить.
"Зелёная пилюля" это поучительная сказочная история о приключениях обыкновенного, но очень ленивого мальчика Вовки Иванова. Вова был настоящим лентяем, который не хотел ходить в школу и помогать маме с бабушкой. Детский Доктор выписал мальчику волшебную пилюлю и сказал ему, что он может ничего не делать...
Но в итоге оказывается как же неинтересно и скучно жить на свете, когда ты ничего не знаешь и не умеешь. И как здорово, что есть еще красная пилюля и все можно вернуть назад


В другой сказке Прокофьевой, которая называется «На старом чердаке», пятиклассник Сашка случайно находит «Волшеб­ную энциклопедию», а в ней — заклинание: Волки, войте на луну! Раки, ползайте по дну! В полночь каркнет вороньё, И станет правдой всё враньё! Окер-покер, Доминокер, Спин-спан, Мускидан. Сашка рад. Вот повезло! Теперь ничего не стоит превратить злополучную двойку по математике в са­мую настоящую пятёрку — главное, чтобы кто-нибудь в это поверил. 
Только Сашкина радость быстро улетучивается. Одно, казалось бы невинное, враньё влечёт за собой другое, не принося ничего, кроме неприятностей. В квартире у Сашки хозяйничают дрессированные звери. Катер, которым команду­ет Сашкин отец, садится на мель. Случается авария на электростан­ции, начинается пожар... И только Сашкино искреннее раскаяние сможет всё исправить.
Главным в творчестве Софьи Прокофьевой стал цикл «Повелитель волшебных ключей», к которому писательница возвращалась вновь и вновь. В него вошли сказки «Ученик волшебника», «Остров капита­нов», «Глазастик и ключ-невидимка», «Астрель и Хранитель Леса», «Маленькая принцесса».
Главный герой этих сказок — очень добрый и невероятно рассе­янный волшебник Алёша, который часто рассуждает вслух, задаёт себе вопрос и сам же на него отвечает: «Как вы думаете? О, несом­ненно!»
Сказка «Астрель и Хранитель Леса»,  когда на стене прямо из ниоткуда появляется письмо с просьбой о помощи, медлить нельзя.  Но как найти таинственного отправителя, который живет даже не в другом городе, а в сказке. Нет ничего проще, для этого и существует волшебный мел. Если его держит в руках настоящий волшебник, то нарисованный им ключ откроет любую дверь. И эта дверь приведёт туда куда нужно. А художник Алёша, и есть волшебник. Вместе с говорящим котом Васькой он отправляется в необыкновенное путешествие, чтобы спасти принцессу Астрель от злого чародея Карпора.
У волшебника Алёши есть настоящий джинн, который живёт не в кувшине и не в лампе, как большинство джиннов, а в синем термо­се! Правда, этот джинн очень любит ворчать и жаловаться, так что Алеша старается как можно реже обращаться к нему за помощью.
А ещё дома у волшебника Алёши живёт его ученик — кот Васька. Да-да, самый настоящий полосатый кот. Когда-то его нарисовал на листе бумаги мальчик Вася Вертушинкин, а волшебник Алёша ожи­вил этот рисунок с помощью волшебного мела. Именно этим мелом можно нарисовать волшебные ключи, отворяющие дверь в сказку, где волшебника Алёшу и его друзей ждут удивительные приключения.

Наверное, у Софьи Леонидовны Прокофьевой тоже есть такие ключи — открывающие путь в сказку. Иначе как бы ей удалось так достоверно описать сказочный мир, в который мечтают попасть ты­сячи мальчишек и девчонок?
Как вы думаете? О, несомненно!

Использована статья  В. Федорова из журнала «Читайка2, 2013, №5

Книги  Софьи Прокофьевой

  • Цикл «Повелитель волшебных ключей»:
    • «Ученик волшебника» (1957)
    • «Остров Капитанов» (также «Капитан Тин Тиныч», 1977)
    • «Девочка по имени Глазастик» (также «Глазастик и хрустальный ключ» или «Глазастик и ключ-невидимка», 1985)
    • «Астрель и Хранитель Леса» (также «Астрель, принцесса Сумерки», 1989)
    • «Принцесса Уэнни» (также «Маленькая принцесса» или «Уэнни и серая нитка», 1992)
  • «Кто лучше?» (1957)
  • «Удивительные приключения мальчика без тени и тени без мальчика» (1962)
  • «Неизвестный с хвостом» (1963)
  • Цикл «Приключения жёлтого чемоданчика»:
    • «Зелёная пилюля» (1964, позже переработана в «Приключения жёлтого чемоданчика»)
    • «Приключения жёлтого чемоданчика» (1966)
    • «Новые приключения желтого чемоданчика» (также «Приключения желтого чемоданчика-2, или Волшебная пилюля», 2000)
  • «Сказка о самом большом друге» (также «Самый большой друг», 1967)
  • «Сказка о ветре в безветренный день» (также «Пока бьют часы», 1967)
  • «Не буду просить прощения» (1968)
  • «Маша и Ойка» (1969)
  • «Лоскутик и Облако» (1972)
  • «На старом чердаке» (1974)
  • «Оставь окно открытым» (также «Приключения Веснушки» или «Сыщик в одном башмаке», 1978)
  • «Часы с кукушкой» (1984)
  • Цикл о Белоснежке:
    • «Белоснежка и принц» (также «Белоснежка и принц Теодор», 1997)
    • «Белоснежка в заколдованном замке» (1998)
    • «Белоснежка и Живая вода» (1998)
    • «Белоснежка в подводном царстве» (1999)
    • «Белоснежка на волшебном острове» (2000)
    • «Белоснежка в пещере ужасов» (также «Белоснежка в пещере ловушек», 2001)
    • «Белоснежка и привидение» (также «Белоснежка и привидения», 2002)
    • «Белоснежка и робот Хрустальное Сердце» (2003)
    • «Белоснежка и маленький эльф» (2004)
    • «Белоснежка и король Грозовая Туча» (2004)
    • «Белоснежка и серебряный ёжик» (2008)
    • «Белоснежка и меч старого колдуна» (2010)
    • «Белоснежка и золотая пчела» (2010)
    • «Белоснежка и принцесса Углиана» (2010)
  • «Кот в сапогах ищет клад» (также «Кот в сапогах и людоед», 1998)
  • «Босая принцесса» (2002)
  • «Клад под старым дубом» (2002)
  • «Королевство Семи озер» (2004)
  • «Девочка-свеча» (2006)
  • «Тайна Хрустального замка» (2006)
  • «Замок Чёрной Королевы» (2007)
  • «Тайна железного дерева» (2010)
  • «Кольцо призрака» (2012, любовное фэнтези, не детская книга)

Кинофильмы


Мультфильмы



Комментарии