Командор, которому всегда двенадцать лет

"Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня."
Это обещание давали все ребята, вступавшие в отряд «Каравелла», основанный молодым выпускником факультета журналистики Славой Крапивиным. Но эти же самые слова могли бы произнести и главные герои почти всех книг известного уральского писателя Владислава Петровича Крапивина.
Владислав Крапивин вырос в городе Тюмени в семье педагогов. С самого детства он мечтал о море и парусах. Но в его родной Тюмени моря не было. Не было его и в городе Свердловске, где Крапивин сначала учился на журналиста, а потом работал в местной прессе. Зато там было Верх-Исетское озеро и мальчишки, которые тоже мечтали о морских и запоем читали «Трёх мушкетёров». Мечты этих мальчишек, а заодно и свои, исполнил 23-летний Слава Крапивин, собрав детский отряд «Каравелла». Вместе с ребятами он создал целую парусную флотилию, причём яхты были названы именами знаменитых мушкетёров и других литературных героев. Со своим вожатым, которого они называли просто Славиком, ребята учились ходить под парусом, строить и чинить яхты, изучали фехтование и журналистику. В отряде была даже собственная киностудия «ФИГА», что значило «Фильмы Исторические, Героические., Артистические».

Ребята сами писали сценарии, делали реквизит и играли в этих фильмах. А первым фильмом, конечно, стала лента «Три мушкетёра».
Вскоре над «Каравеллой» взял шефство журнал «Пионер», где публиковались написанные ребятами статьи. В других городах тоже стали появляться отряды, созданные по образцу «Каравеллы». Но самое главное, что детская мечта о парусах и шпагах в конечном счёте привела к рождению нового писателя — Владислава Крапивина.
Другой замечательный писатель, Антуан де Сент-Экзюпери,
как-то сказал: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Крапивин помнил.
 «Один раз, когда я был маленьким, мне очень повезло: у меня прохудились ботинки, и пришлось сидеть дома. Не смейтесь. Если бы не этот случай, я не построил бы корабль. Был март. Под нашими окнами сверкала синевой и солнцем лужа. В луже, как в сказке, ходили эскадры. Только паруса у них были бумажные: в мелкую клетку и косую линейку. А мне было грустно. И чтобы прогнать плохое настроение, я пошёл в кухню, отколол от полена кусок сосновой коры и начал строить свой кораблик. Первый, — вспоминал Владислав Петрович.— Не будь у меня первого бумажного паруса, размером с половину открытки, я вообще бы не написал ни одной книжки».

А книжек Крапивин написал много, и каждая — о таких же мальчишках, какие приходили в «Каравеллу» и каким когда-то был он сам. Писатель никогда не терял память детства и часто повторял:
«Мне всегда двенадцать лет». Наверное, поэтому Крапивин получает сотни писем от читателей, которые узнают в его героях самих себя. Ведь все произведения писателя, даже самые сказочные и фантастические, прежде всего о детях и детстве:
«Детство -это как сказка, которую каждый раз можно рассказывать по-новому. Главное в нём все равно всегда остаётся: радость открытия мира, радость ребячьей дружбы и ощущение свежести и синевы».
Уже в детстве становится понятно, каким вырастет человек. Не случайно старый лётчик Иван Савельевич из повести «Болтик» говорит третьекласснику Максиму: «Учиться быть большими как раз и надо, пока маленькие, потом поздно будет».
В сказочной повести «Дети синего фламинго» таинственный незнакомец приглашает мальчика Женьку, «благородного рыцаря», на таинственный остров Двид, народ которого живёт в страхе перед неким Ящером.
Женька легко соглашается: «Ведь во всех сказках, историях и фантастических фильмах если мальчишки по­падали в волшебные страны, если сражались с чудовищами, то всегда выходили победителями. Значит, есть такой сказочный за­кон, и этот закон на моей стороне».
Женька заранее уверен в победе. Но учиться быть большим непросто, даже в сказке. И настоящим рыцарем Женька станет не тогда, когда возьмёт в руки меч и наденет сверкающие доспехи, а много позже, когда после своего позорного бегства решит пре­одолеть свой страх и всё-таки уничтожить железное чудовище. И поможет ему в этом другой страх - за судьбу новых друзей.
По мысли Крапивина, «смелость - то, когда человек боится и всё-таки не сворачивает с дороги».
Сказочные законы помогают только тому, кто заслужил право на эту помощь - тому, кто честен, смел и готов бороться с не­справедливостью. И никакие доспехи сами по себе не сделают из тебя героя. Собственно, об этом же стихи, кото­рые читает со сцены третьеклассник Джонни Во­робьёв, герой повести «Мушкетёр и Фея. 
Не нужны ни локоны до плеч,
Ни большая шпага и ни шпоры -
Лишь бы мушкетёр умел беречь
Боевое званье мушкетёра...
Мушкетёр известен не плащом
И не шпагой, острой, как иголка.
Мушкетёры могут быть хоть в чём:
В запылённых кедах и футболках...
Конечно, в книгах Крапивина встречают­ся и ковры-самолёты, и деревянные клинки, пронзающие камень, но всё-таки крапивинские мальчишки ищут в первую очередь не волшебные предметы и не сокровища, а вер­ных друзей.
В сказке «Лётчик для Особых Поручений» мальчика Алёшку на каждом шагу поджидают чудеса. Поэтому он едва не упускает самое главное чудо -возможность обрести друга. А ведь «никакой дорогой, даже самой пра­вильной, нельзя проходить мимо того, кому нужен друг». Олежка и Виталька из «Ковра-самолёта» получают чудесную возможность летать, но не менее удивительна история их дружбы с де­вочкой Веткой и Саней по прозвищу Ветерок.
Центральное место в творчестве Владис­лава Крапивина занимает фантастический цикл «В глубине Великого Кристалла». В этих книгах Вселенная представляется кристаллом, каждая грань которого — отдельный мир, и в каждом - свои пространство и время. С одной грани на другую способны переходить наделённые особыми способ­ностями дети.
Но даже сверхспособности не способны уберечь этих детей от жестокости, бесчеловеч­ных законов или козней «Тех, которые велят» — цивилизации бездушных манекенов, жела­ющих установить во Вселенной свои порядки. И тогда появляются Командоры — взрослые, цель жизни которых защищать таких детей, «ростков будущего».
Командором в старину называли главу ры­царского ордена или командующего соедине­нием кораблей.
В «Каравелле» Командором называют Вла­дислава Петровича Крапивина, капитана фло­тилии яхт и настоящего рыцаря, всю жизнь посвятившего детям.
 





Комментарии