Лучшие книги Владислава Крапивина. Мой выбор


1 Начну с книги «Мальчик со шпагой». Я с этой книгой познакомилась в школе. Наш учитель литературы читала нам её на уроках. С каким же нетерпением мы ждали выхода нового номера журнала «Пионер», что бы узнать, а что же дальше…  Написанный в середине 70-х "Мальчик со шпагой сразу получил статус культового романа. Герои романа - юные фехтовальщики из отряда "Эспада". Доброта и справедливость, верная дружба и рыцарство, ответственность за свои поступки и готовность отстаивать правду - не пустые слова для этих ребят. Они свято следуют своему кодексу чести в жизни - реальной, но в то же время граничащей со сказкой.

Прошло сорок лет, многое изменилось в нашей жизни, а главный герой этой книги не постарел, не постарели его друзья и противники, не постарели его вопросы и его поиск, его борьба со всем случайным и несправедливым, что есть в нашей жизни.
Позднее Крапивин написал еще два романа и все объединил в цикл «Паруса «Эспады».
"Бронзовый мальчик". Действие в романе происходит в самом начале девяностых. Юные герои романа даже в эти бурные времена сохраняют черты, присущие большинству героев Крапивина – честность, отвагу, преданность дружбе.
Роман "Рыжее знамя упрямства" завершает цикл. На этот раз действие происходит в нулевые годы XXI века. Изменилось время, изменилась страна, но все теми же остаются трудности у капитанов и барабанщиков клуба "Эспада". По-прежнему дружба снова и снова проверяется на прочность, а понятие о чести становится единственным, что не позволяет опустить руки и сдаться на милость обстоятельствам.
После прочтения этих книг начинаешь понимать, как важно быть человечным и отзывчивым в нашем циничном мире…


2. «Голубятня на желтой поляне» - книга моей юности, я прочитала ее в 20 лет.
Уже с первой фразы: «Был, видимо, июнь...» — попадаешь в тайну...
Я затрудняюсь описать сюжет этой книги - собственно, он состоит в приключении персонажей (большая часть из которых - это дети и подростки), которые полумагическим образом переходят из одного мира в другой, по пути борясь с общим для всех миром злом - «Теми, которые велят»
Скажу так: Это сон. Многоуровневый, цветной. Вместе с героем, как в настоящем сне, попадаешь из одной ситуации в другую - совершенно невероятно, но, по законам сна, логика остается непонятной, и ты принимаешь логику действия, но ее не понимая.
Временами сон превращается в кошмар, когда пули из пистолета летят еле-еле и не наносят никакого вреда гадким гадам, которые смеются и куражатся, а ты ломишься вперед через ставший вязким воздух - и никак не успеваешь добежать или убежать, ноги не слушаются...
А потом вдруг оказываешься в идущем в никуда поезде - но надо доехать...
И снова сон цветной и восхитительный, когда ты встречаешься с давно потерянными друзьями, и все удается. Но вдруг — ты просыпаешься, но оказывается, что это — тоже сон, и борьба продолжается, и вновь — до полного изнеможения и вновь теряешь тех, кто тебе дорог, и находишь тех, кого давным-давно потерял...
Эта книга из тех, от которых невозможно оторваться, она — как матрешка, при каждом новом прочтении открывается какая-то новая грань содержания и смысла...
Но если честно, боюсь её перечитать заново…
И все же о сюжете - Фантастический роман-трилогия Владислава Крапивина "Голубятня на желтой поляне" рассказывает о судьбе космического разведчика Ярослава Родина. Три мира — мир благоустроенной Земли будущего, в котором космические корабли выходят в субпространство, и роботы давно стали привычными в обществе; мир загадочной Планеты, в котором люди боятся числа пять и в котором происходят загадочные события, а также другой мир Земли, о котором почти ничего не известно, пересеклись. Для молодых и взрослых героев произведения это открывает как и увлекательные приключения, так и опасности. 


3 "Журавленок и молнии"
Юрке Журавину, главному герою романа в наследство от дедушки достались редкие книги, но его отец, водитель самосвала, не понимает увлечения сына мудреными фолиантами и однажды, чтобы расплатиться с грузчиками, украдкой сдает ценную книгу в магазин...
Не ударит? Не попадет?
Может быть, нет.
На этот раз, наверное, нет...
Но впереди еще столько гроз..
Невозможно угадать, когда ударит молния. Она всегда бьет слепо и неотвратно. Именно так, неожиданно, приходит беда. Как выстоять в трудную минуту? Как остаться самим собой, не предать, найти силы помочь другому в тот момент, когда самому приходится туго?
На такие вопросы должен ответить герой романа "Журавленок и молнии"
Это книга о дружбе и первой любви, о поиске своего пути, о верности и предательстве, о том, что в жизни всегда есть выбор и только от тебя самого зависит, каким он будет.
Этот роман для взрослых и детей.
В разные периоды жизни получаешь разные ощущения.
Но одно общее: со тобой говорят на твоем языке и о том, что действительно волнует. О взаимопонимании людей самого разного возраста, о верности своим чувствам и своим отношениям, о наивности и мудрости, о дружбе, о границе между силой и слабостью...
На мой взгляд, одна из лучших книг моего любимого автора. Очень добрая с положительными эмоциями книга


4. "Тень Каравеллы"
 Детям сказка нужна, Чтобы стали бесстрашными.
Взрослым сказка нужна просто так... Просто так...
Всё начинается в детстве: первые паруса, первые стихи и первые неудачи. Первая любовь и первый смелый поступок.
Эта книга автобиографична, о том, как жили ребята в далёкие и трудные сороковые годы. Мёрзли в холодных квартирах с печным отоплением, экономили маленькие хлебные пайки, а также воду, которую нужно было таскать с водокачки, писали в тетрадках, сшитых из газет. Росли без отцов и допоздна ждали своих мам с работы, испытывая чувство одиночества и неприкаянности.
Но детство всё равно счастливая пора, и ребята находили радость в придуманных ими увлекательных играх в путешествия и приключения. Эти игры были чем-то похожи на нынешние компьютерные, только построены полностью на собственной фантазии и творчестве.
Первоклассник Вадька и пятиклассник Пашка, в необыкновенных играх зародилась и крепла их дружба. И не было между ними неравенства, потому, что была у мальчишек общая страсть к чтению морских приключений и желание придумать себе замечательную сказку о каравелле, которая бороздит моря и океаны, а капитанами являются они сами: вместе ведут свой маленький самодельный кораблик по волнам морей и океанов.
«Мы оба знали одни и те же законы верности и чести. Оба знали, что в друзьях не сомневаются, не лгут, не предают их».
Но «...любая сказка, любая игра, любые хорошие вечера обязательно кончаются"
И однажды случился чёрный день, вернее – вечер. Павлик предал Владьку! Может, это случилось неосознанно, но маленький мальчик был потрясён! И сломалась дружба, оборвалось счастье…
А что было потом – читатель узнает сам.
Скажу только, что финал этой истории написана с удивительной пронзительностью, болью, остротой. И думается, что никакое искупление уже не возвращает того, что было раньше: два раза в одну реку не войдёшь.
Важно, однако, чтобы финал детской книжки заканчивался без горечи и слёз – на оптимистической ноте. И такую задачу Крапивин выполнил.

5. «Гуси-гуси, га-га-га…»

Я бы могла назвать эту книгу лучшей повестью  Крапивина, если бы с детства не любила его «Мальчика со шпагой»,  «Колыбельную для брата»... Но, в области детской фантастики эта повесть - точно одна из лучших!
Во-первых, она интересно придумана. Фантастический мир, в котором живет герой, описан настолько реально, осязаемо, что складывается впечатление, что ты и сам жил в этом  мире, где, несмотря на общее благоденствие, люди чувствуют себя несвободно, где у каждого есть индивидуальный индекс, а управляет всем разумный и жесткий Компьютер.
Во-вторых, эта повесть написана стилистически безупречно. В.Крапивин пишет четко и осязаемо. Описываемый им мир имеет свои детали, цвета, и, что важно, еще и запахи. Запах жилища Корнелия, муниципальной тюрьмы, детского помещения, запах цветов и деревьев, запах оврага и травы после дождя, старого разрушенного форта и т.п
В-третьих, образ главного героя. Корнелий Глас, его непростое детство, его жизнь - обычного обывателя города Реттерхальма, настолько знакомы, близки, что сочувствуешь герою, видишь мир и его проблемы его глазами. Поэтому, каждый жизненный шаг персонажа переживаешь, он кажется и твоим шагом, и, кажется, что Корнелий из Руты - твой добрый знакомый. На наших глазах Корнелий из равнодушного, зацикленного лишь на своем благополучии обывателя, превращается в героя, которому неравнодушны судьбы безындексных детей, которых он спасает и выводит в другой мир. Любой человек способен измениться, способен на подвиг!
В-четвертых, хочу отметить умение автора рисовать поворотные  сцены. Ты переживаешь вместе с героем, получившим извещение о предстоящей смертной казни. Очень хорошо написана сцена с пистолетом, когда Корнелий пробует на себе последствия его паралитического воздействия, чувствуешь  боль...  
Книга о том, что мы можем быть Людьми!

О причинах своего обращения к фантастике Крапивин говорит так: «Наверное, для того, чтобы проверить на прочность, на гражданственность моих «реальных» героев. Фантастика позволяет создать обостренные конфликты, когда борьба идет не на жизнь, а на смерть - то есть ситуации в сегодняшней реальной жизни для моих мальчишек редкие. Но мне-то важны сегодняшние мальчишки! Вот и сталкиваю их с необычными обстоятельствами. Таким образом, фантастика для меня — это создание экстремальных ситуаций, обстоятельств, в которых действуют сегодняшние реальные мальчишки!»
Цикл о Великом Кристалле. Наиболее известные из повестей, составляющих его: «Выстрел с монитора», «Крик петуха», «Застава на якорном поле», «Гуси-гуси, га-га-га…», «Белый шарик матроса Вильсона», «Лоцман». Но первооткрывателем цикла стала «Голубятня на жёлтой поляне».
Герои Крапивина – знаменитые «крапивинские мальчики» — полные гордого достоинства изобретательные и беспечные дети с чистыми прозрачными душами. Они приобретают в фантастических повестях необычные способности – лечить людей, дружить со звёздами, легко чуять всякую ложь и лицемерие. А главное – они могут путешествовать по граням Великого Кристалла.
Мир Великого Кристалла — это множественность живых миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, существующих в едином «вертикальном времени». Населен он, в основном, детьми (взрослых в нем мало, они редко имеют «решающий» голос, а героями становятся лишь при условии сохранения детства в своей душе).
Суть Кристалла мне напоминает суть Тёмной Башни Стивена Кинга. - тот же синтез пространства и времени. С двух сторон Океана почти ровесники, - русский и американец, - Кинг и Крапивин, - увидели одну и ту же Сущность и Основу Мира, за которую у нас боролись Мальчики со шпагой, а у них Стрелки-Рыцари с револьверами-Мечами.
О параллельных мирах пишется давно и много. Но мало у кого структура запараллеленых миров оказалась столь чарующе притягательной. 



Комментарии